ЛОНГРИД
Продвижение ресторана, кафе или бара в интернете
Разбираем, как раскручивать, с чего начинать и в какой последовательности делать.
В интернете уже такое количество информации, что иногда даже мне, специалисту в области интернет-маркетинга в целом и продвижения сайтов в частности — сложно определить, где реально полезные рекомендации, а где откровенный мусор.

Статьи пишут копирайтеры, начинающие «раскрутчики», прочитавшие одну книжку или посмотревшие один курс. Как итог — полная каша в голове у тех, кому это надо для конкретной цели — раскрутить свой ресторан, бар, кафе или любой другой общепит.

По опыту могу однозначно сказать — правильных советов и рекомендаций — нет. Их нет не потому, что все вокруг глупые и не способны рассказать, как продвинуть Ваше заведение. Проблем тут на самом деле несколько.

  • Региональная конкуренция
  • Переменчивость рынка
  • Наработка кейсов и практика
Рассмотрим чуть подробнее каждый из этих пунктов.
Региональная конкуренция
Да да, именно так, не просто конкуренция, а именно региональная. В чем суть? Представьте, что Вы решили продвигать в интернете ресторан итальянской кухни в городе Псков. Всего в Пскове (судя по Яндекс.Картам) — 48 ресторанов.

Из них пускай будет 10 итальянских, 3 из которых — сетевые, что называется «без души», это легко определить по тем же Яндекс.Картам — платное размещение там обычно покупают сетевые заведения.
Остается 7 штук. Всего семь ресторанов борется за ТОП10 поисковой выдачи Яндекса и Гугла, за 6 мест в контекстной рекламе и т.д. Т.е. места хватает почти всем. И достаточно просто чуть-чуть постараться, сделать на пару шагов больше, чем конкуренты — и вот вы уже самый раскрученный псковский итальянский ресторан :)

А теперь представьте, насколько сложнее будет конкурировать в той же Москве, где ресторанов около 2500 и пускай хотя бы 100 из них — итальянские (хотя я думаю, что гораздо больше). За все те же 10 мест в поиске и 6 мест в контекстной рекламе конкурируют уже сотни матерых профи-маркетологов.

В общем, чем больше ваша региональная конкуренция, тем к большему количеству советов и рекомендаций придется прислушиваться, тем больше тестов делать и тем сложнее будет методика продвижения.

Переменчивость рынка
В интернете все постоянно меняется. Сейчас актуально одно, завтра другое. Сегодня Instagram дает хорошие результаты и активно растет TikTok, а еще вчера самой быстрорастущей социальной сетью был Facebook. Еще вчера все сидели в интернете только с компьютеров, уже сегодня большая часть сидит с телефонов (именно поэтому странная традиция делать PDF-файл с меню на сайте у ресторана — это просто издевательство над клиентами).

Все это к чему? К тому что советы, которые написаны 3-4 года назад могут быть уже вообще не актуальны. И они не просто не помогут продвинуться вашему ресторану, кафе или бару в сети, но даже навредить могут, поскольку потратите время и бюджеты не туда куда надо.
Наработка кейсов и практика
Первые 5-7 лет моей работы в интернет-маркетинге было все просто и очевидно. Никаких уникальных знаний не требовалось. Просто делаешь как все или чуть-чуть получше и вот он — успех. Потом был период активного обучения, когда появились всякие курсы по интернет-маркетингу, созданные на базе зарубежного опыта. А последние 5 лет идет фаза активных тестов, проработки эффективности и т.д...

Поэтому если 10 лет назад фраза «Вы используете Метрику чтобы анализировать свой ресурс?» вызывала удивление, потому что никто даже не знал что такое Яндекс.Метрика, то сейчас вопрос стоит по другому — «Вы используете стандартные системы аналитики типа Метрики и Google Analytics, или уже внедрили сквозную аналитику с динамическим call-трекингом?».

Все это связано с общим ростом уровня специалистов и как следствие — маркетинг все усложняется и усложняется. И уже сложно встретить действительно полезные материалы, потому что на каждый пункт можно ответить «Да, согласен, но надо тестить...».

Общие рекомендации
Именно поэтому я собрал общие рекомендации для продвижения ресторанов, кафе, баров, пельменных, пиццерий — в общем, любого заведения, где люди едят. Рекомендации связаны исключительно с интернетом, и я настоятельно рекомендую не доверять моим словам вслепую.

Свыкнитесь с мыслью, что мы живем во времена тестов, и чтобы быть на коне — придется рисковать, пробовать и пытаться что-то внедрить. При этом многое, разумеется, не получится по разным причинам, которые от вас, скорее всего, даже не зависят.
Какой должен быть сайт
Для начала — сайт — нужен. Кто бы что ни говорил о том, что сообщество в ВК прекрасно заменяет свой сайт, что профиля в инстаграме будет достаточно — нет, это не так. Я уже объяснил причину выше, но на всякий случай повторюсь — социальные сети — явление временное. Они могут расти, могут умирать. Кто из вас пользуется сейчас ICQ? А MySpace? Или, может, QIP, Mail-агент, Google+?

А ведь в свое время они наделали много шума, а некоторые были лидерами рынка в своей нише. И где они все? А ведь весь их срок жизни составил лет 10 максимум. Тоже самое будет и с другими социальными сетями.

Поэтому развивая свой проект на базе только одной конкретной соц.сети — вы становитесь полностью зависимы от нее. Причем не только от активности аудитории, но и от разработчиков, которые не обязаны считаться с вами в плане доработки или удаления функций, которые вам нужны :)
Конечно, это не значит, что собственные сообщества не нужны — еще как нужны! Просто одно не исключает другое. Нужно заниматься и тем и этим.
Несколько важных моментов.
  • Мобильная версия
    Больше 50% людей сейчас сидят с телефонов. Не заставляйте их мучиться.
  • Контактные данные в шапке
    Номер телефона, электронная почта, адрес с городом - все это должно быть на видном месте вверху сайта.
  • Стабильная работа
    Казалось бы - очевидная вещь, но вы будете удивлены, когда попробуете зайти на сайты, написанные на визитках в небольших кафе и ресторанов
Продвижение (SEO).
Очевидное начало любой интернет-деятельности. Причем многие откладывают SEO на перспективу, типа — вот сейчас сначала в Вконтакте рекламу дадим, потом в Инстаграме, а через пару лет займемся SEO. Но это не правильный подход. В поисковой оптимизации на одном из первых мест стоит именно время. Чем старше сайт или страница — тем больше доверия поисковых систем. Поэтому базу надо подготовить в первую очередь, а потом уже можно оставить сайт «отстаиваться» и заниматься другими рекламными каналами.
Несколько обязательных действий
  • Семантическое ядро
    Подобрать и распределить поисковые запросы для сайта
  • Контент
    Создать контент (качественный, а не просто простыни текста) под эти запросы и опубликовать на сайте с уникальными фото, картинками и т.д. Помните — в интернете люди «хотят глазами», поэтому фото низкого качества не вызовут желания прийти к вам.
  • Скорость загрузки
    Проследите чтобы сайт быстро загружался и не тормозил.
  • Панели вебмастера
    Добавьте сайт в Яндекс.Вебмастер (обязательно укажите регион) и Google Search Consol
  • Сайт на HTTPS
    Переведите сайт на защищенное соединение (с http на https). Достаточно бесплатного сертификата.
Этих небольших действий будет достаточно для того, чтобы сайт уже начал продвигаться. И совсем не обязательно для этого ежемесячно платить кому-то деньги за обслуживание. Один раз все сделали и занимаетесь другими рекламными каналами, а когда будете готовы вернуться к SEO — уже будет проработана качественная база, благодаря которой продвижение займет гораздо меньше времени и денег.
Карты
Люди часто ищут рестораны и кафе в сервисах карт. Поэтому параллельно с SEO надо добавиться везде где только можно, чтобы вас заметили.

Очевидный вопрос — стоит ли покупать платное размещение или достаточно бесплатного? Я скажу так — начните с бесплатного, а потом обязательно попробуйте платное на небольшой срок и сравните эффективность. В разных городах и нишах это работает по-разному. Главное — обязательно подумайте, как вы будете анализировать разницу до-после. Можно использовать отдельный номер телефона и электронную почту, можно даже сделать отдельный сайт на поддомене типа promo.site.ru и туда направлять людей с карт на время теста.
Варианты карт
ПРИМЕРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ НА КАРТАХ
Каталоги
После добавления своего ресторана или кафе на карты — можно приступать к каталогам.

Тематические каталоги — это, по сути, каталоги сайтов на определенную тему. Часто такие каталоги имеют дополнительные возможности, такие как онлайн-бронирование, возможность создавать публикации по аналогии с интерактивными картами и т.д.

Как их искать
  1. Практически для каждой ниши есть аналогичные каталоги, главное, научится их правильно искать. Самый простой способ найти большое количество таких каталогов и рейтингов — через поисковые системы;
  2. Введите свой основной вид деятельности, к примеру «ресторан»;
  3. Добавляйте к поисковому запросу слова: рейтинг, каталог, все. Чтобы запросы выглядели вот так: «все рестораны города ...», «рестораны рейтинг», «рестораны каталог» и т.д.;
  4. Вручную просмотрите по несколько страниц по каждому запросу и выберете те сайты, которые содержат каталог;
  5. Свяжитесь с администрацией ресурса или добавьте свое заведение через специальный интерфейс, если таковой имеется.
Несколько крупных каталогов
  • Tripadvisor.ru
    Один из крупнейших рейтинговых проектов в мире. Рекомендую туда заглядывать и следить за рейтингом.
  • Restoran.ru
    Есть информация только по СПБ и МСК, но поискав в интернете вы обязательно найдете местные каталоги.
  • Zoon, YP и т.д.
    Иногда каталоги могут быть огромные и на все тематики сразу, такие как Желтые страницы, Zoon и прочие. Ищите как можно больше!
Контекстная реклама
С первичной подготовкой мы закончили и на этом этапе у вас уже будет хоть немного, но целевого трафика. Причем — совсем бесплатно. Теперь пора подключать немного платной рекламы. Самой стабильной является контекстная реклама, т.к. там нет выгорания аудитории. Т.е. все новые и новые люди идут в поиск и ищут там одни и те же вещи. Поэтому часто надо один раз настроить рекламную кампанию и она будет более-менее стабильно работать ближайшие пару лет.
Варианты контекстной рекламы
  • Яндекс.Директ
    Рекламная система Яндекса, позволяющая показывать объявления как на поиске Яндекса и партнеров (например, у Рамблера), так и в обширной рекламной сети, куда входят многие крупные СМИ.
  • Google Ads
    Тоже самое что и у Яндекса (хотя и в сто раз сложнее). Тоже есть поисковые партнеры и собственная огромная рекламная сеть
Для тех, кто думает, что все пользуются Яндексом - у меня плохие новости. Примерно 50/50, поэтому дав рекламу только в одной поисковой системе - вы теряете 50% клиентов.
ПРИМЕРЫ ОБЪЯВЛЕНИЙ НА ПОИСКЕ
Если решили начать с Яндекса — я записал специальный курс — «Яндекс.Директ для кафе, ресторанов и баров» в котором показываю все нюансы работы именно для рекламы общепита.
Таргетированная реклама
И последний пункт в нашем сегодняшнем списке — это таргетированная реклама в социальных сетях.

Настраивается она довольно легко, достаточно только четко определить — кто именно ваш пользователь, чем он увлекается, где находится и что читает. Чем лучше проработан портрет — тем лучше будут настройки рекламы.

Однако, как я уже говорил, таргетированная реклама подвержена выгоранию. Если вы нашли аудиторию в 1000 человек и просто покажете им рекламу — на этом все и закончится :) Вся 1000 увидит ее, допустим, перейдет к вам на сайт, но и все. Поэтому работа с данным типом трафика сводится к постоянному поиску новых аудиторий, новых объявлений и методов показа. Это довольно трудозатратно, поэтому я и приберег данный способ продвижения ресторанов напоследок.
Таргетированную рекламу можно дать
  • Вконтакте
    Будет работать гораздо эффективнее, если помимо стандартных возможностей таргетинга вы будете использовать парсеры типа Церебро Таргет или TargethHunter.
  • Facebook и Instagram
    У них один владелец, поэтому реклама настраивается в едином кабинете.
  • MyTarget
    Позволяет настраивать рекламу в Одноклассниках, Мой Мир и Вконтакте - единая рекламная платформа от Mail.ru.
На этом всё. Надеюсь, материал был полезен и помог разобраться с базовой раскруткой кафе и ресторанов и развенчал некоторое количество мифов и легенд вокруг продвижения в целом.
Made on
Tilda